Центр качества строительства
Контактный тел./факс: (4812) 201-231
Электронная почта: 67cks@mail.ru
Адрес: 214013, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 22Б, офис 43, 44
  • Центр качества   
  • выполняет работы по обследованию строительных конструкции зданий и сооружений,   
  • разрабатывает конструктивные и архитектурные решения объектов капитального строительства,   
  • выполняет работы по организации подготовки проектной документации,   
  • проводит судебные строительно-технические экспертизы,   
  • проводит консультации заказчиков.   
Новости
Нормативная база начинает обновляться

Л. С.Баринова, заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей, кандидат химических наук, почетный строитель Российской Федерации


Семь лет назад, с принятием закона «О техническом регулировании», все строительные нормы и правила перестали быть обязательными в части, касающейся обеспечения безопасности зданий, сооружений. Более того, тот же закон запрещал вносить в них изменения до выхода технического регламента, тормозя тем самым техническое развитие отрасли. Тем не менее, многие восприняли это как возможность пренебрежения этими документами.
Несмотря на то, что органы экспертизы и органы надзора продолжали руководствоваться СНиПами, многие строители и проектировщики на стадии подготовки рабочей документации и строительства допускали отступления от действующих нормативных документов, и это не замедлило сказаться на безопасности и качестве возводимых в последние несколько лет зданий и сооружений. Только к концу семилетнего переходного периода удалось принять № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сформировать перечни нормативных документов в строительстве, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе обеспечивается выполнение требований регламента, и утвердить их распоряжением Правительства Российской Федерации и Росстандартом соответственно. Строительные нормы и правила, утвержденные до вступления в силу вышеупомянутого закона, т. е. до 1 июля, признаются сводами правил.
Об особенностях функционирования российской нормативной базы в строительстве мы начинаем разговор с председателем Технического Комитета 465 «Строительство», заместителем руководителя аппарата Национального объединения строителей Ларисой БАРИНОВОЙ.
— Лариса Степановна, с 1 июля вступил в действие Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и перечни нормативных документов, обеспечивающие его выполнение. Значит ли это, что работа над нормативной базой строительного комплекса, наконец, сдвинулась с места? Почему так важно было легитимизировать СНиПы? Насколько они актуальны и как может измениться система нормативных документов в строительстве?
— Прежде всего, работа над нормативной базой в строительстве не прекращалась даже тогда, когда вышел Закон «О техническом регулировании», который прировнял здания и сооружения к серийно выпускаемой продукции, перемещаемой во времени и в пространстве. Для проектирования и строительства уникальных, сложных и опасных зданий и сооружений была предусмотрена практика применения единичных норм в виде СТУ. Наверное, это логично, т. к. невозможно предусмотреть в рамках постоянно действующего нормативного документа нормативные требования к будущим уникальным объектам в полном объеме.
Для новых материалов и технологий, не регулируемых существующими нормативными документами, действовала система оценки технической пригодности. Стремление проектировщиков, строителей и производителей строительных материалов использовать новые технические решения стимулировало появление стандартов организаций, которые содержали требования, отсутствующие в действующих нормативных документах или превосходящие их по уровню обеспечения безопасности и качества.
В области стандартизации за неполные пять лет через ТК-465 прошло без малого сто стандартов, в том числе полностью или частично гармонизированных с евронормами.
Почему важно было легитимизировать СНиПы и не потерять тот интеллектуальный фонд, который сосредоточен в ряде других нормативных документов, потерявших свой статус с июля 2003 года? Прежде всего, я имею в виду территориальные строительные нормы, учитывающие специфику регионов России. Я неоднократно об этом говорила, но хочу подчеркнуть еще раз.
Российская система строительных норм и правил включает в себя нормативные технические документы, разработанные на основании результатов исследований российской фундаментальной и прикладной строительной науки. Не случайно в основу действующих международных и европейских норм проектирования надежности строительных конструкций положен принцип расчета по предельным состояниям, разработанный нашими учеными и специалистами и впервые введенный в строительные нормы и правила.
Но главное, что российская система нормативных документов в строительстве рассчитана на нормативное обеспечение проектирования и строительства массовых типов зданий и сооружений различного назначения. В качестве таковой она является самодостаточной, поскольку характеризуется комплексностью охвата всех требований по безопасности. Этого не обеспечивает в настоящее время ни одна совокупность национальных, международных или региональных стандартов (в т. ч. в Европе).
Система нормативных документов в строительстве создает единое нормативное поле, включающее:
   • требования к организации инженерных изысканий;
   • требования к организации строительного проектирования;
   • требования к организации строительства и правила производства строи тельных работ;
   • общетехнические нормы строительного проектирования, в том числе по обеспечению прочности и устойчивости строительных конструкций, пожарной безопасности, защите территорий от опасных природных воздействий;
   • нормы градостроительного проектирования;
   • нормы проектирования зданий и сооружений различного назначения;
   • нормы проектирования систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений и технические условия на их элементы заводского изготовления;
   • нормы проектирования строительных конструкций зданий и сооружений из различных материалов и технические условия на их элементы заводского изготовления;
   • технические условия на строительные материалы.

Другими словами, структура системы и ее иерархия всегда была предметом зависти многих зарубежных экспертов. Сегодня она, конечно, будет меняться, но появилась возможность сделать это не путем разрушения всего и вся, а плавно, сохраняя преемственность и те наработки, которые еще много лет будут основополагающими в обеспечении безопасности зданий и сооружений.
Не надо забывать еще и о том, что система профессионального образования в строительстве в значительной степени построена на основе СНиПов. Для выпуска специалистов, владеющих новыми знаниями, основанными на актуализированных СНиПах и новых нормативных документах, понадобится как минимум 8-10 лет.
Сегодня Минрегионом совместно с Национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей при широком общественном обсуждении уже разработан приоритетный план актуализации СНиПов, вошедших в Перечень нормативных документов в строительстве, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается выполнение требований регламента. Работа по его реализации уже началась. Думаю, что в процессе этой работы можно будет провести анализ других нормативных документов, о которых я уже говорила, в первую очередь ТСНов, и использовать все те требования, которые соответствует современному техническому уровню, климатическим и геологическим особенностям регионов для включения в обновленные СНиПы. Подготовлен также первый рабочий вариант плана разработки стандартов организаций в рамках национального объединения строителей по предложениям саморегулируемых организаций-членов объединения. В ближайшее время он будет представлен на обсуждение и вынесен для рассмотрения на Совет объединения. На основе лучших стандартов СРО впоследствии можно разрабатывать нормативные технические документы федерального уровня.
— В последние годы произошло очень много аварий — падают крыши, складываются здания, рушатся опорные стенки, вибрирует мост, и мы часто слышим, что причины этих аварий в устаревших СНиПах, что система технического регулирования не работает, что принят «всего один» технический регламент. Может быть действительно проще и дешевле перейти на прямое введение европейских норм, гарантировав тем самым и безопасность, и качество зданий и сооружений?
— Если говорить о промышленной продукции, то эти заявления заслуживают внимания. Хочешь торговать с Европой — выполняй ее требования. Сегодня в промышленности строительных материалов довольно много предприятий и производств, организованных и управляемых иностранными компаниями. Они в ряде случаев инициируют прямое введение в России евронорм на их продукцию. Но практика работы ТК-465 в этом направлении показала, что не все так просто. Да, если мы хотим торговать с европейскими странами, то мы, например, должны, использовать одни и те же методы испытаний продукции, чтобы получить сопоставимые результаты. В этом случае возможно прямое введение евростандартов на методы испытаний. Это означает, что у производителя должно быть соответствующее, как правило, дорогостоящее оборудование. Такое оборудование не всем доступно. В ряде случаев в евостандартах и требования к самой подукции достаточно высокие, так как рассчитаны на высокотехнологичные производства.
Однако если производитель обеспечивает минимальную безопасность своей продукции, конкурентно-способной по цене на внутреннем рынке и имеющей свою нишу, и не собирается ее экспортировать, прямое введение евростандартов заставит его закрыть свое производство. Именно поэтому многие европейские государства, защищая малый и средний бизнес, не участвующий в экспортных операциях, приводят массу аргументов, доказывающих, что то или иное производство связано с национальными особенностями, которые не позволяют им полностью перейти на евростандарты.
Принимая во внимание, что в промышленности строительных материалов есть подотрасли, в которых подавляющее большинство предприятий работает с использованием новых технологий и оборудования (предприятия теплоизоляционных, кровельных и гидроизоляционных материалов, строительного стекла, стеновых материалов и сухих смесей и др.), мы идем как по пути прямого введения, так и по пути полной или частичной гармонизации национальных стандартов с европейскими. Это дает большие возможности учесть интересы как производителей высокотехничных строительных материалов, удовлетворяющих спрос потребителей с доходами выше среднего, так и тех, кто работает на внутренний рынок и чья продукция пользуется не меньшим спросом, но у потребителей с более низкими доходами. При этом требования по безопасности остаются одинаковыми и к одному, и к другому классу продукции.
В отличие от стандартов на строительные материалы и изделия нормы строительного проектирования торговых барьеров не создают, поскольку строительная продукция (здания и сооружения) не являются объектом торговли. Это подтвердилось в последние годы при проектировании и сооружении крупнейших и сложнейших объектов, (Сахалин-2, большепролетный вантовый мост через бухту Золотой Рог и пр.). В ходе сотрудничества с ведущими специалистами различных стран (европейских, США, Японии и др.) по согласованию с ними были использованы именно российские нормы. При этом безусловный приоритет был отдан требованиям российских норм по сейсмостойкому строительству и пожарной безопасности. В отдельных случаях, российские нормы проектирования устанавливают более жесткие требования, чем зарубежные (это относится главным образом к противопожарным нормам и связано с неразвитостью в нашей стране системы страхования недвижимости).
Что же касается еврокодов, то в настоящее время не существует в завершенном виде готовой к применению системы еврокодов. На сегодняшний день действуют 10 еврокодов:
   • Еврокод 0. Основные положения по проектированию строительных конструкций;
   • Еврокод 1. Воздействия на строительные конструкции.
   • Еврокод 2. Проектирование бетонных и железобетонных конструкций.
   • Еврокод 3. Проектирование стальных конструкций.
   • Еврокод 4. Проектирование сталебетонных конструкций.
   • Еврокод 5. Проектирование деревянных конструкций.
   • Еврокод 6. Проектирование конструкций из каменной кладки.
   • Еврокод 7. Геотехническое проектирование.
   • Еврокод 8. Проектирование с учетом сейсмических воздействий.
   • Еврокод 9. Проектирование конструкций из алюминия.

Система еврокодов охватывает вопросы проектирования прочности (в том числе огнестойкости) и устойчивости зданий и сооружений. Каждый из еврокодов включает десятки, сотни отдельных выпусков и приложений.
Система введения в действие еврокодов в европейских странах предусматривает определенный срок (до 5 лет), в течение которого они действуют в этой стране наряду с национальными стандартами (или нормами). В этот период проектировщикам дано право пользоваться либо национальным, либо европейским стандартом (нормами). Одновременно должны быть установлены необходимые ограничения и дополнения, учитывающие особенности законодательства и природных условий страны. Такие особенности образуют дополнение к тексту еврокода или отдельный выпуск, публикуемый в качестве национального стандарта, который помещается в приложение к еврокоду.
Таким образом, проблема гармонизации российской системы строительных норм и правил с еврокодами, если исходить из целесообразности осуществления такой работы, не может быть решена единовременно. Требуется длительный период для перевода, научного редактирования и опубликования этих документов и последующего анализа возможности и целесообразности их использования в Российской Федерации в качестве национальных нормативных документов.

Кроме того, потребуется:
   • пересмотр российского законодательства в области технического регулирования в соответствии с требованиями Директив ЕС и обеспечение членство России в CEN;
   • разработка указанных выше дополнений и предусмотренных национальной системой стандартизации Российской Федерации процедур введения в действие еврокодов в качестве национальных стандартов (сводов правил) Российской Федерации;
   • переработка и переиздание большого количества взаимосвязанных строи тельных норм и правил с использованием принятой в еврокодах терминологии и других их положений;
   • соответствующая переработка и переиздание всех учебников и учебных пособий, программного обеспечения строительного проектирования для высших и средних учебных заведений, а также большого количества другой технической литературы;
   • переоснащение испытательных лабораторий;
   • переподготовка специалистов по строительному проектированию и по экспертизе проектной документации и многое другое.
Следует также учесть потенциальный ущерб, который в этом случае может понести Российская Федерация в результате того, что переработка норм строительного проектирования в соответствии с еврокодами может негативно сказаться на экономическом сотрудничестве с неевропейскими странами, в том числе со странами, использующими в настоящее время российские нормы (КНР, Индия, Вьетнам) или американские, например, Казахстан.
— Однако сейчас в России строятся объекты, которых 10-15 лет назад в принципе не было, соответственно, и норм на них. Какими нормативами тут нужно руководствоваться?
— Нам, конечно же, целесообразно использовать лучший мировой опыт, прежде всего в тех областях, где мы не имеем собственных научных разработок не только на стадии пилотных проектов, но даже на стадии поисковых исследований. Это, например, скоростные магистрали, частично высотное и подземное строительство. Но даже в этих случаях нам надо работать со своими зарубежными коллегами над адаптацией их норм к нашим национальным условиям.
Вспомните, когда у скоростного поезда «Сапсан» была первая пробная поездка по маршруту Москва — Санкт-Петербург, на него поставили датчики, которые должны были фиксировать работу всех механизмов поезда. И датчики не сработали, потому что они были рассчитаны на -20°С, а за окном было -27°С. Так что пришлось их переделывать с учетом нашей погоды. Представитель изготовителя публично признал, что было ошибкой автоматически перенести в российские условия разработанные для Европы приборы, не принимая во внимание российские нормативные требования. Это лишний раз подтверждает, что зарубежные проектировщики — профессионалы охотно идут на сотрудничество, так как понимают свою ответственность, и наши требования в этом случае для них не исключение, а скорее правило.

Есть, конечно, и другие примеры. Жалуясь на барьеры в виде российских нормативных документов, недобросовестные предприниматели спешат реализовать проекты повторного применения, разработанные изначально не для России. Правдами и неправдами они получают разрешение на строительство, быстро реализуют проекты и исчезают. Таких объектов не более 5-6 % в общем объеме возводимых зданий и сооружений, однако, по данным отраслевых институтов, часть из них обрушилась, а некоторые пришлось в срочном порядке усиливать. И в этом нет ничего удивительного.
Вспомните, в июле в Якутии в один из дней вечером было +30°С, а утром -7°С. Где в Европе мы можем наблюдать подобное? Отсюда и качество дорог, и хорошее состояние фасадов и многое другое в Европе. Мы иногда слышим о том, что Норвегия и Финляндия мало чем от России отличаются по климату.
А вот специалисты, не задумываясь, заявляют, что отличаются, да еще как. И снега там меньше, и перепад температур не сопоставим, и грунты разные даже в сравнимых климатических зонах.
Нам часто говорят: возьмите норвежские или финские нормы, эти страны севернее нас, а аварий там нет. Но мы не можем просто взять их и использовать, потому что в Норвегии, как ни странно, снега меньше, чем у нас, а в Финляндии скальные грунты, тогда как в России грунты самые разные. И снеговые нагрузки у нас самые разные.
Можно привести очень много подобных примеров, но самое главное, что прямое введение европейских норм невозможно, во-первых, по причине климатических и геологических особенностей на территории России, а во-вторых, потому что в ряде случаев применение европейских норм ведет к удорожанию строительства на 20-25 %.
— За счет чего происходит такое удорожание?
— За счет того, что согласно европейским нормам, при переходе от нормативных показателей к расчетным применяются бóльшие коэффициенты. «Благодаря» этому, например, по бетонным работам удорожание составляет 20 % — это нам подтвердили коллеги из Белоруссии, да и наши расчеты показали такую же цифру. Но этого никто не считает, и сторонники еврокодов об этом предпочитают не говорить. Есть еще одна существенная причина, по которой мы не можем отдать приоритет еврокодам. В проект, который будет выполнены по еврокодам, материалы будут заложены только те, которые соответствуют евростандартам. На территории России таких материалов еще недостаточно. Значит, они будут ввозиться из-за рубежа. С одной стороны, это приведет к удорожанию строительства, а с другой — значительно ухудшит положение российских производителей.
— То есть, у нас как всегда, попытались найти панацею от всех бед в еврокодах, но это отнюдь не так…
— Никто не спорит, в Европе есть замечательные нормативы, но почему нам нужно брать их только у европейцев? Есть очень хорошие нормативы у американцев — стандарты на методы испытаний та же самая Европа заимствует в ASTM (США), трансформирует под себя и принимает как европейскую норму. Казахстан считает, что для него больше подходит американская система нормативов ICC. Украина, Белоруссия, Молдавия взяли за основу европейскую систему, но адаптировали ее через национальные приложения.
— Лариса Степановна, а какой европейский или международный документ Вы рекомендовали бы к безусловному применению?
— Нормы по энергосбережению — тут мы точно должны учиться у Евросоюза. Дело в том, что у них энергоэффективность зданий обеспечивается комплексными требованиями и к ограждающим конструкциям, и к используемым материалам, приборам и инженерным системам. А мы пока решаем этот вопрос фрагментарно. Несколько дней назад по инициативе и при участии НОСТРОЙ в рамках ТК-465 была создана временная рабочая группа по энергоэффективности зданий и сооружений. В ближайшее время будут обсуждаться предложения ведущих специалистов в этой области: Института строительной физики РААСН, АВОК, СанТехНИИПроекта и др. Мы надеемся, что эта тема интересна многим, знаем, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и некоторых других городах этим начали всерьез заниматься. Надеемся, что совместными усилиями сумеем разработать комплекс нормативных документов по энергоэффективности с учетом самых лучших достижений в этой области.
В период подготовки к Олимпиаде-2014 особое значение приобретает разработка нормативных документов в области обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Сегодня в действующей нормативной базе уже есть документы, которые примерно на 50-60 % по объему требований соответствуют международным. Предстоит большая работа по полной гармонизации и доработке этого комплекса документов. В этом направлении Минрегион, ОлимпСтрой и Национальное объединение строителей очень тесно работают с привлечением ведущих специалистов и институтов.
— Так что же необходимо сделать для того, чтобы сохранить лучшее, что есть в национальной системе нормативных документов в строительстве и использовать лучший мировой и региональный опыт?
— На мой взгляд, прежде всего, в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановлений Правительства Российской Федерации необходимо возложить на Минрегион России выполнение функции по межотраслевой координации нормирования и стандартизации в строительстве, а также утвердить основные положения Системы нормативных документов в строительстве.
Если же говорить о теме нашей беседы, то здесь, в первую очередь, необходимо утвердить Программу гармонизации российских строительных норм и правил с Еврокодами и другими международными нормативными документами, рассчитанную на срок не менее 5 лет, и предусматривающую все то, о чем что я говорила, отвечая на Ваш второй вопрос, с выделением соответствующего бюджетного финансирования. По заданию Минрегиона НОСТРОЕМ такая программа разработана, согласована с национальными объединениями проектировщиков и изыскателей и представлена на рассмотрение руководству Министерства.

Комментарии:
Леонид Хвоинский, генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗАВТОДОР», кандидат технических наук, заслуженный строитель Российской Федерации:
К настоящему времени российская нормативная база дорожного строительства устарела, поскольку за последние 20 лет СНиПами никто не занимался. И если в 80-90-е годы ХХ века наши дорожные нормативы были на уровне европейских, то сейчас мы от Европы существенно отстали.
В соответствии с программой НОСТРОЯ в области технического регулирования СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» взяло на себя разработку пяти нормативов в области дорожного строительства — от обустройства основания до ремонта покрытия. Если мы сами не решим эту задачу, мы еще много лет будем ждать новых СНиПов и стандартов от государства.
Мы провели ряд совещаний, определили круг ученых, которые будут заниматься разработкой нормативов, просчитали источники финансирования. В процессе работы мы проанализировали немецкие, финские, шведские и европейские стандарты с тем, чтобы отобрать наиболее актуальные и добавить их в наши нормы.
Из 38 предложенных немецкими коллегами документов мы отобрали 18 и на их основе (это 2500 страниц текста) подготовили национальные стандарты для добровольного применения. Такую же работу мы проделаем и с финскими стандартами, часть из которых вошла ве вропейские нормы.
В России можно и нужно строить хорошие дороги, но для этого, помимо нормативной базы, необходимо существенное увеличение финансирования дорожного строительства. Сейчас в России на строительство дорог тратится 0,6 % ВВП, тогда как в Европе — 4-5 %. Отсюда и все беды российских дорог.

Виктор Опекунов, вице-президент Национального объединения строителей, президент НП «Союзатомстрой»:

В первоочередных направлениях деятельность НОСТРОЯ записано создание нормативной базы строительной отрасли. Однако это не означает, что НОСТРОЙ должен сам взяться за разработку СНиПов и ГОСТов — это огромная работа, которая требует привлечения большого числа специалистов и солидного финансирования. Все-таки разработка нормативно-технической базы — это обязанность государства. НОСТРОЙ в этой ситуации должен выступать как организатор и координатор данной работы. Он должен формировать экспертные площадки, выбирать организации и специалистов, которые будут привлечены к разработке нормативов, может быть, частично участвовать в софинансировании этой деятельности, но основную работу должно взять на себя государство.

Бюллетень Национального объединения строителей, Выпуск № 5, 25-35

Опубликовано: 25 октября 2010