Поэтому одним из главных направлений в своей работе Национальное объединение проектировщиков считает деятельность в области законодательных инициатив. О некоторых из них СРОпорталу рассказал заместитель руководителя Аппарата НОП, руководитель департамента по законодательному и правовому обеспечению Дмитрий Желнин.
В настоящий момент система саморегулирования в строительстве завершила свое формирование и стала одним из ведущих механизмов управления строительной отраслью России. Государство доверило значительную часть своих функций профессиональному сообществу, которое активно включилось в разработку и актуализацию нормативной базы строительства, формирование правил доступа на строительный рынок, в решение проблемы подготовки и повышения квалификации строительных кадров. При этом эксперты признают, что пробелы в законодательстве являются ключевой проблемой проектировщиков, строителей, изыскателей. Потому одним из главных направлений в своей работе Национальное объединение проектировщиков считает деятельность в области законодательных инициатив.
При активном участии Национального объединения проектировщиков ведется работа по совершенствованию законов, касающихся федеральной контрактной системы; информационной открытости саморегулируемых организаций; по внесению поправок в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (речь о законопроектах № 262144-6 – изменения в части уточнения предмета страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций – и № 262137-6 – об изменениях в части установления субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций); по вопросам снижения налогового бремени (внесение изменений в статью 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») и других.
Настаивает Национальное объединение проектировщиков и еще на одной немаловажной поправке. Речь о законопроекте № 225031-6 «О внесении изменения в статью 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Сейчас содержание части 3 статьи звучит следующим образом: «Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
По нашему мнению, статью следует дополнить словами: «а также в целях соблюдения интересов лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства», либо изложить в следующей редакции: «Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов и их членов, обеспечения представительства! и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Таким образом, законопроект направлен на устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Смысл данных изменений – закрепить за национальными объединениями право действовать еще и в интересах профессионалов, которые занимаются разработкой проектной документации, строительством и изысканиями. Ведь национальные объединения, наверное, должны не только соблюдать интересы саморегулируемых организаций, но и их членов.
Если задуматься, то саморегулирование – не есть сама цель проектно-строительной, изыскательской отрасли, это надстройка. При этом основой отрасли является именно деятельность профессиональная и деятельность предпринимательская в области проектирования, строительства, изысканий. Если мы хотим выстроить нормальную работу всей строительной отрасли в целом, нам нужно как нацобъединению ориентироваться в большей степени, конечно же, на тех людей, которые эту отрасль составляют.
Чтобы стремиться к максимальному повышению качества проектно-строительных работ, мы должны озаботиться проблемами, собственно, тех, кто эти работы производит, а не только проблемами тех, кто этих людей, их предпринимательскую или профессиональную деятельность регулирует. Всем участникам процесса саморегулирования нужно обратить больше внимания именно на проблемы профессионалов и предпринимателей, которые работают – строят, проектируют, проводят инженерные изыскания.
Все вопросы – повышение информационной открытости СРО, внесение поправок в статью 60 ГрК РФ в части защиты средств компенсационного фонда, борьба с так называемыми «недобросовестными» СРО – это все важно и нужно. Но ни в коем случае не стоит забывать про проблемы простых архитекторов, проектировщиков, строителей, изыскателей – физических и юридических лиц. Именно они составляют саморегулируемые организации и национальные объединения проектировщиков, строителей, изыскателей, от них зависит развитие всего процесса! саморегулирования в строительстве.
Поддержка поправки в статью 55.20 ГрК РФ даст возможность национальным объединениям легально заниматься проблемами профессионалов и объединений профессионалов, то есть разрабатывать нормативно-техническую документацию, заниматься вопросами внесения изменений в Постановление № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», заниматься вопросами снижения налогового бремени, участвовать в обсуждении реализации профильной «дорожной карты» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности» и многое другое.
В Национальном объединении проектировщиков сейчас состоит 188 организаций. Есть все основания полагать, что по какому-нибудь вопросу, который необходимо решить в интересах рядовых проектировщиков, у нас появится 188 мнений. Не факт, что они будут одинаковыми. Именно поэтому мы занимаемся законопроектом по внесению изменений в статью 55.20. Это позволит национальному объединению проектировщиков стать тем «мозговым центром», куда будут стекаться мнения всех саморегулируемых организаций, всех предпринимателей и профессионалов рынка по каким-либо вопросам защиты интересов проектировщиков, и это мнение уже нужно будет отстаивать дальше в органах государственной власти.
По мнению Национального объединения проектировщиков, предложенная поправка будет способствовать достижению целей саморегулирования – повышению качества выполнения инженерных изысканий, проектирования и строительства, а также обеспечению безопасности возводимых объектов капитального строительства, так как это напрямую зависит от профессионализма лиц, выполняющих изыскания, проектирование и строительство.